krechet_d (krechet_d) wrote,
krechet_d
krechet_d

Category:

Купе-трансформер в "вагоне-2019" - удачное ли решение для наших реалий? (опрос!)



Вот и состоялась презентация купейного вагона проекта "2019". Для тех, кто не в курсе, это следующее поколение одноэтажных вагонов для ПДСов, которое принципиально отличается от предыдущих тем, что теперь вагоны объединены по два в неразделяемый сцеп. Сделано это прежде всего с целью оптимизации персонала и пространства, если раньше было по 1 - 2 проводника на каждый вагон (для которых требовалось служебное и спальное помещение), то теперь один или два проводника будут обслуживать двухвагонный сцеп. Соответственно, в два раза сократили помещения для проводников - они размещаются только в одной половине сцепа, а в другой вместо них сделали кухню с холодильником и микроволновкой.


Также в "вагоне-2019" "унасекомили" нерабочие тамбуры (после запрета на курение в них нет никакого смысла), вместо них расширили один из туалетов и дооборудовали его душем (!). Но на этом новшества и закончились...


Для тех, кто хочет ознакомиться со всеми подробностями, ссылки:

1. Фотоотчёт Александра Попова (russos): https://russos.livejournal.com/1466867.html

2. Фотоотчёт "Коммерсанта": https://www.kommersant.ru/gallery/3953556#id=1739397

3. Ну и видео от канала "Чудо техники":


Планировка вагона самая традиционная, которой уже около 150 лет - боковой проход и четырёхместные купе. Можно сказать, универсальная (применяется на дальних маршрутах во многих странах) и проверенная веками, но соответствует ли она потребностям пассажира XXI-го века - вопрос дискуссионный. Впрочем, для вагона, рассчитанного на поездки длительностью в сутки и более (до 7 суток) некоторый консерватизм разумен. Инновации лучше обкатывать на коротких маршрутах.

Само исполнение купе тоже далеко не новое - это т.н. купе-трансформер, которое производится примерно со 2-й половины 00-х годов. Я первый раз ездил в таком купе в 2008 году. Главная его особенность - купе может трансформироваться в 3 варианта планировки: сидячка (6 пассажиров сидя, верхние полки сложены), купе (4 пассажира лёжа, все полки разложены) и СВ (2 пассажира лёжа на нижних полках, верхние при этом сложены).

Купе-трансформер. Сидячее положение с откинутыми верхними полками.


И вот насколько оправдано и удобно такое решение, я бы и хотел поговорить.

Во-первых, сразу отмечу, что в эксплуатации (напомню, что трансформеры выпускаются и эксплуатируются уже более 10 лет, их выпущено порядка тысячи) заявленная "универсальность" практически не используется. Да, периодически в некоторых поездах вагон-трансформер ставят в качестве общего за неимением другого, но всё это не регулярно, а в качестве подмены. Чтобы в трансформер продавались билеты официально как в сидячку, такого нет. Поэтому данное преимущество перед обычными нетрансформируемыми купе пока только теоретическое.

А вот насколько удобна трансформируемость купе для его пассажиров - вопрос неоднозначный. Я встречал разные мнения. С одной стороны, сидеть лицом друг к другу в нём удобней - есть спинка, подголовники, не нужно переживать за постель, что её случайно замажешь, не нужно её убирать, чтобы пустить присесть соседа сверху.
Но с другой - сидеть в таком вагоне в "спальном" положении стало очень неудобно. Нижняя полка расположена высоковато, подголовники сильно мешаются, практически невозможно долго опираться на стенку сидя как поперёк полки, так и вдоль неё, так как в таком случае подголовник, а также выступ с подсветкой больно упираются в спину или шею. А трансформировать полки по нескольку раз на дню довольно-таки муторно.

Купе-трансформер: спальное положение. А представьте, как тут присесть?


Надо отметить, что идею купе-трансформера конструкторы скопировали из Европы (там уже давно применяются подобные кушеты), но на мой взгляд, совершенно не учли разную модель поведения пассажиров у нас и "у них". Дело в том, что в Европе из-за их габаритов на нижних полках невозможно сидеть при откинутых верхних, поэтому там есть чёткое разделение - либо все пассажиры сидят, либо все спят. То есть настало время спать - все дружно откинули полки и легли, утром вместе встали, полки сложили и сели. Это прописано в правилах поездки (там пассажиры обязаны в дневное время трансформировать купе в сидячее положение), иначе просто невозможно. У нас же поведение пассажиров иное, и правила тоже другие. Согласно правилам РЖД пассажиры должны занимать во время поездки своё место, указанное в билете, никаких обязанностей трансформировать своё место в сидячку, а также пускать на него "верхнего" пассажира на нижних пассажиров не возлагается. Если обратиться к неформальной этике пассажиров в купе, то она также предполагает, что по-возможности пассажиры должны минимально стеснять друг друга, и не занимать длительное время чужую полку, кроме приёма пищи и случаев явного приглашения со стороны "хозяина" полки.

Лично по моим наблюдениям многие пассажиры нижних полок большую часть времени лежат или сидят на них вдоль полки вытянув ноги или согнув их в колени. Примерно так (фото сделано в плацкарте, но и в купе аналогично):


Таким пассажирам не нужна возможность трансформировать своё спальное место в сидячку, а вот возможность сидеть на нём с комфортом нужна. А вот конструкторы "трансформеров" это совершенно не учли. Посмотрите, сколько выступающих предметов не дают пассажирам комфортно присесть:


В старых добрых "аммендорфах" в этом отношении было гораздо лучше. Слегка мешался только светильник, а в остальном ничего лишнего. Слегка подпереть со спины подушкой и вполне удобно:


А вот китайцы в своём скоростном "инновационном" плацкарте предусмотрели даже специальные спинки:


И только конструкторы с ТВЗ эту потребность пассажиров просто игнорируют... Или её нет?

В связи с этим соберу небольшую статистику и проведу опросы:

В каком положении вы предпочитаете держать свою нижнюю полку купе-трансформера при поездках в дневное время?

В сидячем
11(18.6%)
В спальном, кроме кратковременных периодов (на приём пищи, сбор вещей и т.п.)
29(49.2%)
И так, и так, меняю по несколько раз за день
5(8.5%)
Не знаю, никогда не ездил днём на нижней полке купе-трансформера
14(23.7%)

Нужна ли вам возможность комфортно сидеть на своей полке (как верхней, так и нижней) вдоль неё (не лицом к столику!)?

Нужна
50(83.3%)
Не нужна
7(11.7%)
Затрудняюсь с ответом
3(5.0%)


Голосуйте!

Ну и добавлю. С эргономикой и эффективным использованием пространства у ТВЗ по-прежнему беда-беда. Верхние полки остались на цепях, чем самым лишив возможности на них комфортно вытянуться людям с ростом свыше 180 см (а таковых сейчас четверть взрослого населения). Сцеп двух вагонов в один вроде бы должен подразумевать общее пространство и существенную экономию оного, но фактически этого вышло... Зачем два тамбура рядом, если будет один проводник - загадка.
Tags: РЖД, вагон2019, купе, трансформер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments